Копирайтер
Категория: ЛингвистическиеНесмотря на то, что эта профессия появилась только в начале 21 века, уже сейчас можно смело сказать, что потребность в мастерах слова растет, а в месте с ней и заработки.
Копирайтеры – посредники между потребителями разнообразной информации и теми, кто этот информационный повод создает.
Я бы в копирайтеры пошел, пусть меня научат…
Практически на каждый вопрос найдется в сети исчерпывающий ответ с аргументами, ссылками на авторитеты, анализом положения дел, рекомендациями. Если вы:
- интересно и нешаблонно мыслите,
- умеете пересказывать сложный материал доступным языком, понятным рядовому читателю,
- способны отыскать нужную информацию и подать ее в сжатом, концентрированном виде
– то добро пожаловать в ряды создателей контента.
Предпочтение журналистам, филологам, лингвистам-переводчикам, культурологам, спичрайтерам, референтам – тем, кто приучен работать со словом, кто способен увлечь умозаключениями, подвести к нужным выводам. Это непросто. Общение с неумелым собеседником будет свернуто. Пользователь перейдет на другую страницу, а то и вовсе покинет сайт, если материал покажется ему скучным, лексически бедным, бессмысленным. Читатель не хочет продираться сквозь вязкость так называемых «стоп-слов», он, как Юлий Цезарь, намерен «прийти, увидеть», принять к сведению.
Создавать контент способны не только дипломированные специалисты. Многие задания вполне по силам студентам, старшеклассникам, домохозяйкам, отставникам на пенсии, мамам в декрете. Кто сможет лучше рассказать о пикировании перцев, как не дачница со стажем? Востребованы описания кинофильмов, сериалов, виртуальных игр. Контент-менеджеры нуждаются в рецензиях на книги, сочинениях в формате ЕГЭ. Нужны отзывы о бытовой технике, автомобилях, стройфирмах. Впечатления от туристических поездок тоже можно конвертировать в гонорары.
Биржа – друг исполнителя и веб-мастера
Лучше всего начать с биржи. Две из них – Contentmonster.ru и eTXT.ru – отличаются продуманным интерфейсом, хорошей навигацией, толковой поддержкой со стороны администрации. Зарегистрировавшись на этих ресурсах, можно брать задания из ленты заказов. Но вначале – проверка грамотности. И не от хорошей жизни. В прежние времена, когда требования к сетевым журналистам не были столь строгими, Интернет безнаказанно заполонили тексты с обилием ошибок. Не нравится такой засоренный контент и поисковым системам. Поэтому начинающим писателям советуют освежить в памяти правила русского языка. Если что-то подзабылось, не беда: есть учебник Д.Э. Розенталя и превосходный ресурс Грамота.ру. с подробным разъяснением любой трудности в написании морфемы.
Получив заказ, надо немедленно приступать к делу, так как срок ограничен днями, иногда часами. Результат обязательно проверяется на уникальность. Цифры не должны отличаться от тех, что указал заказчик в техническом задании. Держим в поле зрения красный флажок дедлайна, отмашка которого сигнализирует о просрочке. Заказчики обычно связаны с рекламодателями контрактами, материал быстро становится неактуальным.
Рерайтинг – то же изложение
Начинаем с простого: рерайтинга. Все мы в третьем классе писали изложения о природе или о животных. Возьмем в качестве примера мини-рассказ.
«Юля подбрасывала и ловила в палисаднике мячик, как вдруг со стоянки с ревом отъехала черная машина. Серый клубочек с визгом уткнулся в детские босоножки. К счастью, щенок не пострадал, лишь испугался. Девочка принесла кутенка домой:
– Я назову его Рексом и научу давать лапу! – торжественно объявила она изумленной маме.
Из комнат доносился лай других питомцев дочери».
Попробуем переписать рассказ, не меняя структуры и последовательности изложения. Используем синонимы.
«Девочка играла во дворе дома в мяч. Внезапно стоящий неподалеку черный автомобиль сорвался с места и умчался. Маленький щенок отлетел в сторону и приземлился прямо под ноги опешившей Юле. Девочка склонилась над малюткой: он не был ранен, лишь дрожал от страха.
Находка была продемонстрирована растерянной маме:
– Это Рекс, я буду его дрессировать, – с гордостью сказала Юля.
В доме слышалась возня других воспитанников юного кинолога».
Нередко заказчики желают получить так называемый глубокий рерайт, чтобы написанная статья лишь отдаленно напоминала первоисточник.
« – Кто это? – мама удивленно уставилась на Юлю, прижимающую к себе маленький серый комочек с хвостом и лапами. – Где ты его взяла?
– Это Рекс. Щеночка чуть не задавили, хорошо, что я оказалась рядом. Водитель мог бы быть поаккуратнее. Но ничего, все страшное уже позади, бояться тебе нечего, – ласково сказала девочка, глядя в черные бусинки-глаза. – Будешь жить у нас. Я тебе все покажу и всему научу.
Мама вздохнула. Это был четвертый щенок, принесенный Юлей в дом за последний месяц».
Допустимо дополнить содержание, если техническое задание это предусматривает. Источники: википедия, книги, периодические издания.
Почему рерайтинг так востребован? Не лучше ли написать статью заново, не отталкиваясь от образца? Представьте себе, что некая фирма хочет себя прорекламировать. Пресс-релиз, описывающий услуги и условия сотрудничества, готов. Нужно его размножить, да так, чтобы поисковые системы воспринимали каждую копию, как уникальную. Тогда у фирмы больше шансов заявить о себе.
Занимаясь написанием текстов, вы увеличите словарный запас, речь станет богаче, образнее, кругозор – шире. Автор этих строк, готовя по заданию биржи eTXT «500 вопросов для игры «Кто хочет стать миллионером?», увлеклась описанием жизни индейцев Северной Америки и теперь доподлинно знает, почему аборигены никогда не называли своего настоящего имени чужакам.
Золотые ключи мастерства
Свободы для творческого выражения у копирайтера больше, но и ответственность выше: надо самому структурировать текст, следить за последовательностью изложения, обеспечить «цепляющее» начало и логическую концовку. Общие требования к материалам универсальны. Лучше всего воспринимаются тексты:
- живые, яркие, интересные,
- грамотные, без орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок,
- унифицированные (все термины однотипны: либо с расшифровкой аббревиатур, либо продублированные латинскими названиями).
- структурированные (с абзацами, заголовками 1-6-го уровней), с четкой композицией,
- свободные от слов-паразитов, слов-прилипал («следует отметить», «в свете вышеизложенного», «в свою очередь»).
- выдержанные в эстетическом отношении, без сленга, без нецензурных выражений, без панибратства («нехилая премьера», «2 ляма у америкосов в прокате»).
Возьмем для примера аннотацию к фильму «Знахарь» (Польша, 1981 г.)
«Слава о талантливом костоправе разнеслась далеко за пределами села. На мельницу потянулись ходоки. Антонио способен поставить на ноги калеку-подростка и вылечить от хворей старуху. Знахарь, точно столичное светило, демонстрирует «превосходное знание анатомии, навыки работы в операционной и гениальную интуицию». Это заключение прозвучит из уст варшавского профессора на суде. Пациентов, прокурора, судей смущает один факт: денег за работу народный целитель не берет и объяснений своим уникальным способностям не дает.
Сирота Марыся торгует в бакалейной лавке всякой всячиной и с нетерпением поглядывает в окно, ожидая молодого графа. Зачастил в магазин за нитками да махоркой длиннобородый знахарь. Он подолгу смотрит на юную девушку, пытаясь вспомнить, где и когда мог видеть это прекрасное лицо…»
Пишущий знает, что Марыся и есть дочка того самого знахаря. Но рассказывать об этом читателю нельзя: неинтересно будет смотреть. Важно сохранить интригу. И помнить: пользователи с помощью копирайтеров нацелены сэкономить время, а не растратить его понапрасну. Потому в почете информативность, сжатость, уважение к «великому и могучему».
Добротный авторский текст не всегда «попадает в яблочко». Иногда требуется внедрить в тело статьи специальные фразы или словосочетания. Поисковая машина посредством таких маячков выведет пользователя на ваше творение. Научиться вставлять ключи можно. Но начинать работу копирайтера с освоения seo и html-разметки не стоит. СЕО-копирайтинг достаточно сложен, он требует особого мастерства.